![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Поэтика шаманского текста, посвященного божеству Алтай-Кудай, в записи А. В. АнохинаАвторы: Н. Р. Ойноткинова Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия В рубрике Обрядовый фольклор
Аннотация: В статье рассматривается поэтика камлания тубаларского шамана Баланди, оно было посвящено божеству и духам-хозяевам Среднего мира, а записано А. В. Анохиным в 1910 г. Актуальность проведенного исследования определяется неизученностью шаманских текстов алтайцев. Выявлены некоторые поэтико- стилистические и композиционные особенности шаманского текста, а также семантика образов божеств и духов-хозяев гор, к которым обращался шаман. Делается вывод о том, что данное камлание имело семейно- бытовой характер, поскольку обряд проводился для испрашивания благополучия одной семье. Текст шамана Баланди отражает южноалтайскую традицию шаманизма, так как в нем представлены наименования божеств, характерные для южноалтайских шаманов. Ритуалы кормления духа-хозяина огня и домашнего божка-дьайыка являлись составной частью шаманского обряда алтай-кижи. Ключевые слова: алтайский фольклор, обряды алтайцев, алтайский шаманизм, шаманский текст, структура и семантика шаманского текста Список литературы: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л.: Изд-во РАН, 1924. 150 c. (Сборник МАЭ при Рос. академии наук. Т. IV, ч. 2). (На алт. и рус. яз.). ДТС – Наделяев В. М., Насилов Д. М., Тенишев Э. Р., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 677 с. Екеев Н. В. Проблемы этнической истории алтайцев (исследование и материалы). Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2011. 232 с. Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной: Материалы к алтайскому шаманству // Советская этнография. 1935. No 4–5. С. 160–183. Ойноткинова Н. Р. Обряд освящения покровителя семьи – Дьайык (Jайык) // Обряд-ность в традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2019. С. 74–77. Павлинская Л. Р. Обоо в культуре Восточных Саян: жизнь традиции и во времена перемен // Радловский сборник: Науч. исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 г. / Отв. ред. Ю. К. Чистов, Е. А. Михайлова. СПб.: МАЭ РАН, 2007. С. 130–134. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с. Сыченко Г. Б. Шаманское призывание Кана-Суйлы: к проблеме работы с ранними источниками // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018. No 2 (вып. 36). С. 107–117. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |