Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Хоректээр как мелодико-текстовый зачин тувинского хоомея

Авторы: М. М. Бадыргы

Международная академия «Хоомей», Кызыл, Россия

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 41, 2021Страницы 59-70
УДК: 78(571.52)DOI: 10.25205/2312-6337-2021-1-59-70

Аннотация: В статье впервые описаны особенности и значение вокального приема хоректээр в тувинском горловом пении хоомей. Хоректээр, исполняемый особым грудным тембром, является частью музыкальной композиции, выполняющей функцию мелодико-словесного зачина. Автор предполагает, что исполняемый при помощи грудной клетки и брюшного пресса прием вокального пения в традиционной культуре назывался хоомеем, а в дальнейшем он получил определение термином хоректээр (хоректеп ырлаар). В статье излагаются результаты анализа структуры мелодико-текстовых зачинов хоректээр хоомеистов-классиков, приведены образцы хорек – воспевания груди как органа пения, который является источником образования характерного для тувинского хоомея тембра. Автор выражает солидарность с доктором искусствоведения З. К. Кыргыс в оценке роли приема хоректээр в системе тувинского хоомея как исключительно важной.

Ключевые слова: хоректээр, хоомей, пение грудью, тувинское горловое пение, зачинная мелодическая речитация, сольное двухголосие, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр

Список литературы:

Аксёнов А. Н. Тувинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. 238 с.

Баязитова Г. Р. Музыкально-акустические основы сольного многоголосия: механизмы звукообразования бурдонного баса (на примере башкирского узляу): Автореф. дис. ... канд. ис-кусствоведения. Саратов, 2013. 30 с.

Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Науч. ред. В. П. Казначеев. Новосибирск: Ред.-полиграф. объединение СО РАСХН, 1992. 88 с.

Кыргыс З. К. Песенная культура тувинского народа / Ред. И. В. Мациевский. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. 144 с.

Кыргыс З. К. Тайна тувинского горлового пения хоомея. Кызыл: Тываполиграф, 2013. 138 с.

Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование. Ново-сибирск: Наука, 2002. 236 с.

Монгуш У. О. Музыкальная терминология в тувинском языке: Дис. ... канд. филол. наук: Рукопись. (Кызыл, 2014). 306 с.

Тирон Е. Л., Кан-оол А. Х. Традиция горлового пения Овюрского района Республики Тыва: от архивных материалов к современным записям // От голоса к инструменту: феномен зву-ка в традиционном культурном наследии тюркоязычного мира: Материалы Пятого симпозиума исследовательской группы «Музыка тюркоязычного мира» (Алматы, 21–23 апреля 2016 г.). Алматы: Казах. нац. консерватория им. Курмангазы, 2016. С. 53–67.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН