Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Сангарил у мирян-буддистов Бурятии

Авторы: О. В. Новикова, А. С. Дылгырова, С. Д. Гымпилова

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки; Восточно-Сибирский государственный институт культуры; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

В рубрике Обрядовый фольклор

Выпуск 49, 2024Страницы 92-104
УДК: 908+394.21+393.05+294.321+291.37+781.7DOI: 10.25205/2312-6337-2024-1-92-104

Аннотация:

В данной работе обобщаются опубликованные и собранные авторами в ходе полевых исследований материалы о бытовании в Бурятии коллективного моления мирян-буддистов сангарил. В статье раскрывается история изучения данного явления, возникшего в первые десятилетия советской власти, этнография сангарила, значение некоторых обрядовых действий. Описывается структура трех служб, зафиксированных в селах Ушхайта и Кижинга Кижингинского района и в поселке Хоринск Хоринского района Республики Бурятия, в которых чтение молитв маани чередуется с исполнением магтаалов – прославлений буддийским святыням. Делается вывод об актуализации этой обрядовой традиции в связи с современными историческими реалиями, ее значении в сохранении культурных ценностей и традиций, этнической идентичности бурятского народа.

Ключевые слова: сангарил, народный буддизм, буддизм в Бурятии, ламаизм, магтаал, маани, музыка буддийского куль-та, буддийские тексты

Список литературы:

Бадмажапов Ц.-Б. Буддийская гимническая поэзия бурят // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье: науч. изд. / Сост. и науч. ред. Ц. П. Ванчикова. М.: Феория, 2008. С. 224‒229.

Базаров А. А. Перевод (адаптация) буддийских канонических текстов с тибетского и старомонгольского языков на бурятский // Вестник КИГИ РАН. 2020. № 13 (3). С. 652‒660.

Базаров А. А., Бураева С. В. Традиционная книжность ординарного человека Восточной

Сибири и Монголии: социально-археографическое исследование // Вестник БНЦ. 2015. № 2. С. 117‒133.

Базаров А. А., Ринчинов О. С. Буддийская книжная повседневность Бурятии: геоинформационные подходы к реконструкции культурного явления // Библиосфера. 2016. № 1. С. 11‒18.

Будажапова Л. Б. Буддийские термины в современном бурятском языке / Отв. ред. Э. Р. Раднаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 104 с.

Буддизм: Словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской и др. М.: Республика, 1992. 287 с.

Буддизм в истории и культуре бурят / под ред. И. Р. Гарри. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2014. 418 с.

Герасимов Р. В. Сакральное значение буддийских музыкальных инструментов (на примере хонхо, дамару, ганлина) // Искусство глазами молодых: Мат-лы Х Междунар. науч. конф. Красноярск: Сибирский гос. ин-т искусств им. Дмитрия Хворостовского, 2018. С. 295‒299.

Дашиева Л. Д. Буддийские песнопения бурят: к вопросу жанровой типологии // Память мира: историко-документальное наследие буддизма: Мат-лы науч.-практ. конф. М.: РГГУ, 2010. С. 196‒201.

Дашиева Л. Д. Буддийские песнопения в обрядовой культуре бурят // Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований: Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвященной 80-летию академика РАЕН, проф. В. И. Рассадина, 30-летию создания тофаларской письменности и 20-летию сойотской письменности, 11‒14 ноября 2019 г. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2019. С. 229‒232.

Дондупов Д. Д. К вопросу о музыкальной составляющей буддийского ритуала в Бурятии // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Мат-лы междунар. науч. конф. Новосибирск, 2004. С. 447‒451.

Жамбалова С. Г. Народный буддизм и сангарил у бурят // Гуманитарный вектор. 2014. № 2 (38). Культурология. C. 116‒125.

Жамбалова С. Г. О народном буддизме в современной Бурятии // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). C. 87‒93.

Жамбалова С. Г. Новая народная религиозная практика бурят-буддистов – ответ на вызовы советского времени // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 1 (8). С. 53‒58.

Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. Новосибирск: Наука, 2000. 400 с.

Жамбалова С. Г., Суворова А. С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX – начало XXI в.). Иркутск: Оттиск, 2017. 276 с.

Жамсуева Д. С. Функциональное назначение некоторых обрядов бурят, посвященных всеобщему благополучию и лучшему перерождению // Монголоведение. 2022. Т. 14. № 4. С. 721‒731.

Жуковская Н. Л. Современный ламаизм (на материалах Бурятской АССР) // Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011. М.: Ориенталия, 2013. С. 280‒309.

Кондратьева М. Н., Новикова О. В. Об итогах музыкально-этнографической экспедиции в Еравнинский район республики Бурятия // Народная культура Сибири: Материалы XII науч.-прак. семинара Сибирского регион. вузовского центра по фольклору. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С. 85‒86.

Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова, К. М. Герасимова, Д. Б. Дашиев, Г. Ц. Митупов. Отв. ред. д-р филос. наук В. В. Мантатов. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1983. 235 c.

Леонова Н. В., Новикова О. В., Попова Ю. С., Сыченко Г. Б. Сибирская этномузыкологическая экспедиция. Итоги работы 2006 г. // Сибирский музыкальный альманах, 2006. Новосибирск, 2009. С. 207‒217.

Сабиров Р. Т. Буддисты-миряне: проблемы классификации и подходы к изучению // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. Т. 11, № 4 (38). С. 43‒51.

Трофимова Е. А. Символическое и ритуальное значение колокольчика и ваджра в тибетском буддизме // Буддизм Ваджраяны в России: Традиции и новации / Отв. ред. А. М. Алексеев-Апраксин; сост. В. М. Дронова. М.: Алмазный путь, 2016. С. 402‒407.

Цыбенов Б. Д. Из истории буддизма хори-бурят (XVIII – нач. XX в.): учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд. ВСГТУ, 2011. 136 с.

Шаракшинова Е. К. Современное бытование бурятских магталов и соло // Актуальные проблемы бурятского языка, литературы, истории: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Иркутск, 2000. С. 59‒62.

Эдлеева К. А. Традиция бытования монгольских магталов // Традиционная культура. 2013. № 1. С. 29‒34.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН