![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 3: Путь эволюцииАвторы: М. Т. Сатанар Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия В рубрике Эпосоведение
Аннотация: Статья посвящена исследованию эволюции образа духа-хозяйки земли, являющегося одним из архаических образов в якутском пантеоне божеств. Полифункциональность и многокомпонентность первоначального прообраза отражают синкретическое мировосприятие предков саха, характеризующееся наделением этого образа астральной, растительной, хтонической природой. В текстах эпоса олонхо линия эволюции образа сохраняется по схеме «наземный локус – подземный локус – наземный локус», связанной с развитием хозяйственно-экономического уклада жизни древних людей. В мифологическом образе прослеживается связь с почитанием дерева, огня, матери, тотемистически-промысловым и удаганским культами и культом предков. В образе прослеживаются черты многих этапов его формирования (магизма, фетишизма, хтонизма, зооморфизма, анимизма, антропоморфизма) с сохранением его исконно «природных» функций в сфере Земли. Ключевые слова: дух-хозяйка земли, предыстория образа, эпос, модель мира олонхо, богатырь, мотив, символ, функция Список литературы: Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. Новосибирск, 1975. 199 с. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск, 2008. 494 с. Борисова А. А. Многоликое чудовище абаасы (на материале олонхо) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 2. С. 162‒176. Васильев В. Е. По следам идолов бах танара (к проблеме культа предков у якутов) // Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы. Новосибирск, 1998. С. 98‒103. Васильев В. Е. Культ предков в свете погребального обряда древних тюрков (по мифам и преданиям народа саха) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 1 (22). С. 49‒56. Гоголев А. И. История Якутии: учебное пособие для вузов. Якутск, 2006. 239 с. Данилова Н. К. Традиционное жилище народа саха: Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск, 2011. 122 с. Жукова Л. Н. Культ небесного божества в наскальном искусстве Якутии // Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве: сб. материалов I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Якутск, 2019. С. 20‒25. Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика саха (по материалам олонхо). Новосибирск, 2004. 312 с. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 620 с. Малерб М. Религия человечества. Миф. Религия. Культура. М.; СПб., 1997. 600 с. Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 255‒323. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. 336 с. Решетникова А. А. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск, 2005. 408 с. Сатанар М. Т. Генезис образа Сээркээн Сэсэна в эпосе олонхо // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С. 50‒86. Сатанар М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 2: Мифологические истоки // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2023. № 4 (вып. 48). С. 116‒125. Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли-матери * Zemḭa & * Mātē (* Mati) // Балто-славянские исследования. 1998‒1999. Т. XIV. С. 239‒371. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М., 2010. 448 с. Уткин К. Д. Истоки якутского шаманизма. Якутск, 1994. 19 с. Ушницкий В. В. Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм // Народы и религии Евразии. 2017. Т. 10. № 1‒2. С. 107‒114. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2-х т. М., 2001. Т. 1. 528 с. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Якутск, 2016. 448 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |