Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 2: Мифологические истоки

Авторы: М. Т. Сатанар

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

В рубрике Повествовательный фольклор

Выпуск 48, 2023Страницы 116-125
УДК: 398.22 (=512.157)DOI: 10.25205/2312-6337-2023-4-116-125

Аннотация:

В статье поставлена проблема изучения древних корней одного из почитаемых в якутской традиционной культуре образов – духа-хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Выявлены предпосылки формирования образа, предстающие элементами древней космогонии. Устанавливаются фитоморфный, орнитоморфный, зооморфный ипостаси ранних пластов образа духа-хозяйки земли, отражающих черты архаических слоев сознания – магизма, тотемизма, фетишизма, анимизма. В развитии антропоморфного образа обнаруживаются трансформации в функциях образа. В исследовании обращается внимание на присутствие мужских персонажей духов земли, а также множественных локальных духов местности в эпических текстах олонхо. Полученные выводы задают вектор дальнейших исследований – восстановление картины исторического становления антропоморфного образа духа-хозяйки земли Аан Алахчын Хотун.

Ключевые слова: мифологическое мышление, фетишизм, анимизм, зооморфная ипостась, орнитоморфный символ, земляные персонажи

Список литературы:

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. Новосибирск, 1975. 199 с.

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. 317 с.

Борисова А. А. Многоликое чудовище абаасы (на материале олонхо) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 2. С. 162–176.

Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций саха. Новосибирск, 2005. 307 с.

Васильев В. Е., Варавина Г. Н. Образ дерева в мифах и ритуалах якутов и северных тунгусов // Общество: Философия. История. Культура. 2016. № 4. С. 75–77.

Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск, 2019. 143 с.

Гаврильева P. C. Одежда народа саха конца XVII – середины VIII века. Новосибирск, 1998. 144 с.

Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002. 104 с.

Данилова Н. К. Традиционное жилище народа саха: Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск, 2011. 122 с.

Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика саха (по материалам олонхо). Новосибирск, 2004. 312 с.

Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979. 484 с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 620 с.

МДЯ – Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской экспедиции). Якутск, 2012. 226 с.

Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика: избранные статьи. Воспоминания. М., 2018. 695 с.

Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 2004. 304 с.

Ойунский П. А. Якутская сказка, ее сюжет и содержание. Якутск, 2013. 96 с.

Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1999. 636 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. 336 с.

Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск, 1991. 155 с.

Сатанар М. Т. Генезис образа Сээркээн Сэсэна в эпосе олонхо // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С. 50–86. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11262

Сатанар М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 1: Статические и динамические характеристики // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2023. № 3 (вып. 47). С. 67–77. DOI 10.25205/2312- 6337-2023-3-67-77

Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли-матери * Zemḭa & * Mātē (* Mati) // Балто-славянские исследования 1998–1999. XIV. Сборник научных трудов. М.: Индрик, 2000. С. 239–371.

Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902. 219 с.

Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. М., 2001. Т. 1. 528 с.

Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Якутск, 2016. 448 с.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с.

Эрих Н. Великая мать. Женские изображения и символы. СПб., 2022. 608 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН