Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Особенности базовых стилей и субстилей тувинского хоомея

Авторы: М. М. Бадыргы, Е. Л. Тирон

Международная академия «Хоомей», Кызыл, Россия; Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 46, 2023Страницы 27-40
УДК: 78(571.52)DOI: 10.25205/2312-6337-2023-2-27-40

Аннотация:

Тувинское горловое пение хоомей – уникальный вид вокального музицирования, заключающийся в одновременном воспроизводстве выдержанного грудного низкого звука и мелодий-призвуков, создающих эффект многоголосного пения одним исполнителем. Исполнители тувинского хоомея различают три базовых стиля (вида): каргыраа, хоомей, сыгыт, представляющие три регистра – нижний, средний и верхний соответственно. Стили различаются тембровой окраской, способами звукоизвлечения, характерными средствами выразительности, композиционной структурой, текстовыми зачинами и наборами мелодий, а также особенными функциями. Подвиды (субстили) основных стилей горлового пения имеют специфическое тембровое звучание, функции, структуру и содержание текста. В статье приводится описание стилей и субстилей, а также дается характеристика большинства исполнительских приемов (хоректээр, думчуктаар, киштедир, сирленнедир, бырланнадыр, уянгылаар и т.д.). Особое колоритное звучание данных украшений и орнаментирования выполняет звукоизобразительные функции и основано на подражании различным звукам природы.

Ключевые слова: горловое пение, каргыраа, хоомей, сыгыт, сольное двухголосие, обертоновое пение, борбаннадыр, эзенги-лээр, тувинцы, этномузыковедение

Список литературы:

Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. 256 с.

Бадыргы М. М. Тувинское горловое пение хоомей как объект культурной политики: Дис. ... канд. культурологии. Специальность: 24.00.01. Красноярск, 2022. 238 с.

Богданов И. А. Комментарий к комплексу грампластинок «Тувинский фольклор». М.: Всесоюзная фирма «Мелодия», 1981. [4 с].

Вайнштейн С. И. Феномен музыкального искусства, рожденный в степях // Советская этнография. 1980. № 1. С. 156.

Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Науч. ред. В. П. Казначеев. Новосибирск: Ред.-полиграф. объединение СО РАСХН, 1992. 88 с.

Донорова У. О. Словарь музыкальных терминов тувинского языка / Под науч. ред. И. В. Кормушина. Электронные данные. Санкт-Петербург: Сциентиа, 2022. 2,57 Мб; 104 с. Режим доступа: https://scientia-pub.org / index.php / Sci / catalog / book / 45 – Загл. с экрана.

Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Науч. ред. В. Н. Юнусова. М.: Композитор, 2009. 552 с.

Кошкендей И. М. Хөөмейни өөренири (методиктиг сүмелер) = Обучение хоомею (методические рекомендации) / Тыва улустуӊ ёзу-чаӊчылдарыныӊ, аас чогаал болгаш ус-шеверлер төвү = Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Кызыл, 2021. 72 ар.

Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование / Отв. ред. И. В. Мациевский. Новосибирск: Наука, 2002. 236 с.

Кыргыс З. К. Хоомей – жемчужина Тувы. Кызыл: Новости Тувы, 1992. 218 с.

Монгуш У. О. Музыкальная терминология в тувинском языке: Дис. ... канд. филол. наук. Специальность: 10.02.02. Кызыл, 2014. 306 с.

Монгуш У. О. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая // Материалы III межрегион. конф. с междунар. участием (28 июня – 2 июля 2011 г.). ТывГУ Кызыл, 2011.

Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. Кызыл: Тув. кн. изд., 2007. 550 с.

Хөөмейжиниң бодалдары = Размышления хоомеиста / Сост. М. М. Сундуй (Бадыргы). Кызыл: Тув. кн. изд., 1998. 93 с.

Тамдын А. К. Хөөмейниң аргалары = Приемы хоомея // Научные доклады VI Международного этномузыкологического симпозимуа «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии» (Кызыл, 13–16 июня 2013 г.) / Отв. ред. З. К. Кыргыс. Кызыл, 2013. C. 184–190.

Тирон Е. Л. Колыбельные тувинцев: по экспедиционным материалам Новосибирской консерватории и Института филологии СО РАН // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2022. № 1 (вып. 43). С. 22–31. DOI 10.25205/2312-6337-2022-1-22-31

Tongeren M. C. van. Xöömij in Tuva: new developments, new dimensions, Master degree supervised by Ernst Heins, Ethnomusicologisch Centrum “Jaap Kunst”, Universiteit van Amsterdam, 1994.

Grawunder S. On the physiology of voice production in South-Siberian throat singing. Ed.: Frank and Timme, 2009. 288 р.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН