![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Грамматикализованная сенсорная эвиденциальность как типологическая особенность языков Северной АзииАвторы: Л. А. Ильина Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия В рубрике Морфология
Аннотация: Статья ориентирована на выявление и типологическое сопоставление грамматикализованной в системе глагола сенсорной эвиденциальности в языках коренных этносов Северной Азии. На языковом материале архаичных текстов традиционного фольклора самодийцев и юкагиров с привлечением данных алеутского языка прослежено употребление сенсорно-эвиденциальных глагольных граммем и форм в коммуникативных ситуациях типичных актов речевой коммуникации. Выделены диахронически ранние коммуникативные функции и значения северноевразийских сенсорно-эвиденциальных глагольных форм. Аргументировано, что базовым значением данных глагольных форм является указание на слуховое восприятие невидимых референтных ситуаций. Сенсорно-эвиденциальные глагольные формы грамматически выделяли невидимые ситуации, репрезентированные в язы- ковых сообщениях, противопоставляя их ситуациям, установленным визуально, то есть видимым. С учетом данных исторической этнологии это объясняется в статье как грамматикализованное отражение в языке фундаментальной ментальной оппозиции древнего мифологического типа мышления – оппозиции видимого и невидимого, – что позволяет высказать предположение о том, что сенсорно-эвиденциальные глагольные граммемы являются диахронически ранними эвиденциальными граммемами. Ключевые слова: грамматикализованная сенсорная эвиденциальность, языки Северной Азии, самодийские и юкагирские языки, оппозиция видимых и невидимых ситуаций Список литературы: Ильина Л. А. Самодийская глагольная граммема аудитива и ее юкагирский аналог // Материалы III Междунар. науч. конф. по самодистике. Институт филологии СО РАН, 26–28 октября 2010 г. / Отв. ред. С. И. Буркова. Новосибирск: Любава, 2010. С. 99–106. Ильина Л. А. К проблеме социокультурной детерминации эвиденци-альных граммем и оппозиций в языках Северной Азии // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2016. No 1 (вып. 30). С. 20–29. Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. СПб.: Изд. Имп. Академии наук, 1900. Ч. 1. 240 с. Иохельсон В. И. Унанганский (алеутский) язык // Языки и письмен-ность народов Севера. М.; Л.: Госучпедгиз, 1934. Ч. 3. С. 129–148. Кузнецова А. И., Хелимский Е. А., Грушкина Е. В. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. М.: Наука, 1980. 411 с. Кузнецова А. И., Казакевич О. А., Иоффе Л. Ю. Хелимский Е. А. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. М.: Изд-во МГУ, 1993. 196 с. Куприянова З. Н. Эпические песни ненцев. М.: Наука, 1965. 782 с. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с. Мелетинский Е. М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса // Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. C. 467–522. Ненецкий фольклор. Л.: Госучпедгиз, 1960. 293 с. Ненецкий фольклор. Мифы, сказки, исторические предания. Красно-ярск, 1995. 222 с. Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 384 с. Плунгян В. А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: РГГУ, 2011. 672 с. Терещенко Н. М. Ненецкий эпос: материалы и исследования по само-дийским языкам. Л.: Наука, 1999. 336 с. Aikhenvald A. Y. Evidentiality. Oxford: Oxford U. Press, 2004. Lehtisalo T. Yuraksamojedische Volksdichtung. Helsinki, 1947. 615 p. Willet Th. A cross-linguistic survey of the grammaticization of evidentiality // Studies in Language. 1988, vol. 12, no. 1. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |