![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: «Зоны умолчания» алтайских исторических преданий: генезис и эволюция во времениАвторы: Е. В. Королёва В рубрике Повествовательный фольклор
Аннотация: Статья посвящена обзору «зон умолчания» алтайских исторических легенд и преданий, описывающих события от второй половины XVIII в. до 20-х гг. XX в. Под термином «зоны умолчания» автор понимает сюжеты и мотивы преданий, в основе которых лежат исторические события, заслужившие противоречивые трактовки современников, а также события, выходящие за пределы эстетических или этических идеалов рассказчиков. Признаками наличия «зон умолчания» автор считает такие феномены, как: 1) взаимопротиворечащие этические трактовки одного и того же сюжета в разных линиях передачи предания; 2) существенные различия в трактовке отдельных мотивов и обще-принятых социальных сценариев в зависимости от того, разворачиваются события в «своей» или «чужой» этнической группе. В ряде случаев, но не всегда, признаком умолчания может служить синтетический образ героя, где его прототипами становятся сразу несколько исторических персонажей. Алтайские исторические предания, зафиксированные в ХХ в., все еще несут в себе следы сложной социальной и политической обстановки описываемых событий. В то же время наблюдается явная тенденция к формированию корпуса исторических преданий как основы национального самосознания современного алтайского народа, в связи с чем происходит слияние и трансформация одних сюжетных мотивов и забвение других. Этот процесс протекает непрерывно, далеко не завершен и является неотъемлемой частью политических процессов в регионе на рубеже ХХ–XXI вв. Ключевые слова: устная история, алтайские исторические предания, «зоны умолчания», самоцензура, оппозиция «свой – чужой» в контексте гражданской войны Список литературы: Алтай кеп-куучындар / Сост. И.Б. Шинжин, Е.Е. Ямаева. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. 416 с. (на алт. яз.). Алтайские исторические предания Ойротской эпохи: XVII–XIX вв. / Гл. ред. и сост. Б.Я. Бедюров; Пер. Е.В. Королёвой. Новосибирск: Гео, 2014. 205 с. Данилин А.Г. Бурханизм. Из истории национально-освободительного движения. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. 203 с. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства: 1635–1758. М.: Наука, 1983. 2-е изд. 334 с. Королёва Е.В. Алтайские исторические легенды и предания на рубеже XX–XXI веков: среда бытования и специфика воспроизводства фольклорных текстов // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2015. № 1 (вып. 28). С. 34–40. Королёва Е.В. Примечания переводчика // Алтайские исторические предания ойротской эпохи: XVII–XIXвв. / Гл. ред. и сост. Б.Я. Бедюров; Пер. Е.В. Королёвой. Новосибирск: Гео, 2014. С. 184–189. Моисеев В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в XVIII в. М.: Наука, 1983. 149 с. Несказочная проза алтайцев / Сост. Н.Р. Ойноткинова, И.Б. Шинжин, К.В. Яданова, Е.Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с.; илл. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и дальнего Востока; Т. 30). Озогы Тÿÿкилер (Алтайские легенды и предания ойротской и царской эпох). Горно-Алтайск: Алтын-Туу, 2011. 424 с. (на алт. яз.). Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2005. 2-е изд., репринт. воспроизведение изд. 1883 г. 1025 с. Радлов В.В. Наречия тюркских народов, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. I отделение: Образцы народной литературы. Санкт-Петербург, 1986. Т. 1. 420 с. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 368 с. Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. 245 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |