Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Символы и мотивы религиозного синкретизма в фольклоре бурят (на примере бурятских волшебных сказок из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»)

Авторы: В. В. Лыгденова, О. Б. Дашинамжилов

В рубрике Повествовательный фольклор

Выпуск 32, 2017Страницы 32-36
УДК: 398.21+294.3+292DOI:

Аннотация: В статье проводится структурно-мотивный анализ бурятских волшебных сказок из серии «Памятники народов Сибири и Дальнего Востока» (Институт филологии СО РАН, г.Новосибирск) с целью выявления в них элементов религиозного синкретизма и его специфики. Выделение синкретических мотивов, соотнесение их с шаманской и буддийской идеологиями, является сложной и, в то же время, актуальной задачей, так как данное исследование позволяет выявить основные механизмы эволюции религии. В ней показаны региональные различия в интерпретации тех или иных событий в сюжетной линии сказок, что связано со спецификой религиозного синкретизма у различных субэтнических групп бурят. В результате, делается вывод о том, что архаические и шаманские сказочные мотивы наиболее ярко отражены в сказках предбайкальских бурят, так как они позже всего подверглись влиянию буддизма. В сказках забайкальских бурят и монголов легче всего выявляются буддийские мотивы, хотя в них также прослеживается влияние шаманских и языческих верований. В целом, сказочные мотивы наиболее точно отражают эволюцию религиозного синкретизма и его специфику, что наглядно представлено в структурно-мотивном анализе сказок.

Ключевые слова: религиозный синкретизм, шаманизм, буддизм, тэнгрианство, мотив, волшебная сказка, буряты, фольклор народов Сибири, этнография

Список литературы:

Бурятские волшебные сказки. Новосибирск: Наука, 1993. 341 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Жамцарано Ц. Путевые дневники: 1903–1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 382 с.

Кузьмина Е.Н. Трансформация древнеиндийского мифа в фольклоре тюрко-монгольских народов // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. Вып. 4. С. 55–58.

Лыгденова В.В., Дашинамжилов О.Б. Трансформация и развитие буддийской церкви Республики Бурятии в постсоветский период (1959–1989 гг.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. XX. С. 366–368.

Маторин Н.М. К вопросу о методологии изучения религиозного синкретизма // Сергею Федоровичу Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности. 1882–1932. Л., 1934. С. 337–358.

Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993. Вып. 5. 240 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН