Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
Языки и фольклор коренных народов Сибири
(Languages and Folklore of Indigenous Peoples of Siberia)
ISSN 2712-9608 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для лингвистов, фольклористов, этномузыковедов и специалистов
по истории и культуре народов Сибири и сопредельных регионов
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Ключевые слова:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Современное бытование несказочной прозы у тувинцев Китая

Авторы: Ж. М. Юша

В рубрике Современное состояние фольклора

Выпуск 31, 2016Страницы 126-131
УДК: 398.21 (DOI:

Аннотация: В статье на основе новых полевых материалов автора анализируется бытование жанров несказочной прозы у тувинцев Китая на современном этапе. Рассматриваются космогонические мифы о происхождении звёзд и созвездий, о лунном затмении, а также мифологические персонажи. Особое внимание уделяется рассмотрению устных рассказов о происхождении инструментальных наигрышей, исполняемых на музыкальном инструменте шоор. Установлено, что для понимания семантики инструментальных наигрышей следует учитывать, что вербальная часть, содержащаяся в устных рассказах, несёт большую смысловую нагрузку. Используемые для мелодий на шооре словесные формулы чаще всего представлены в усечённой форме: это преимущественно монологическая речь главных персонажей повествования, где сосредоточена основная мысль всего текста. Можно говорить о том, что вербальный компонент играет в музыкальной мелодике шоора важную роль, так как именно знание изначального словесного текста мотивирует людей к созданию соответствующей мелодии с использованием тех формульных выражений, которые прозвучали в нарративных текстах. Бытование таких рассказов у российских и монгольских тувинцев не зафиксировано, и названия к определённым мелодиям шоора тоже не имеются. Как и в материнской фольклорной традиции, в несказочной прозе китайских тувинцев зафиксированы мифологические рассказы о знаменитых шаманах, генеалогические предания о происхождении некоторых родоплеменных тувинских групп, исторические предания про Амыр-Сану, предания о силачах, рассказы, содержащие народные толкования о названии топонимов. Проведённый анализ текстов показывает, что устная проза тувинцев Китая в значительной степени сохранила древний пласт общетюркского фольклора, который до настоящего времени имеет аутентичное исполнение.

Ключевые слова: тувинцы Китая, тувинский фольклор, жанры несказочной прозы, бытование на современном этапе

Список литературы:

Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.

Мифы, легенды, предания тувинцев / Сост. Н. А. Алексеев, Д. С. Куулар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. Новосибирск: Наука, 2010 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27).

Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30).

Юша Ж. М. Роль словесного компонента в охотничьих обрядах тувинцев // Поэтика жанров фольклора народов Сибири: Миф. Эпос. Ритуал: Сб. статей. Новосибирск, 2007.

Яданова К. В. Несказочная проза теленгитов. М.: Режанс, 2006.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН